Входная диагностическая работа по русскому языку 10 класс 2 варианта с ответами 22 сентября 2022
1-2 вариант входной диагностической работы по русскому языку 10 класс по материалам ОГЭ, диагностическая работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Скачать 2 варианта (удобный формат)
Скачать ответы, аудио изложений
Входная диагностическая работа по русскому языку 10 класс
1 вариант
1)Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
- 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
- 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
- 4) Две части предложения 4 осложнены вводным словом.
- 5) Предложение 5 сложносочинённое.
3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки. Известный учёный, архитектор и реставратор А.В. Ополовников в книге (1) Русский Север. Памятники зодчества (2) писал: (3) Замечательнейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду (4). Слова исследователя относятся и к (5) Карелии (6), которая по разнообразию ценнейших памятников народного художественного творчества занимает одно из ведущих мест на севере (7) России (8).
4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «железные ворота», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
- 1) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
- 2) ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
- 3) ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
- 4) ДОСРОЧНО – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
- 5) ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову очень.
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- 1) В своём творчестве Н.А. Некрасов воспел красоту верхневолжской природы.
- 2) Через сто лет люди придумают новые машины, побывают на Марсе, посадят новые леса.
- 3) Пассажиры баржи были родом из одного хутора.
- 4) Природа помогла людям почувствовать вечную красоту.
- 5) Красота живёт в сердце каждого человека.
7)Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- 1) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
- 2) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.
- 3) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
- 4) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.
- 5) И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.
8)Лексический анализ. В предложениях 10–15 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Ещё подумал я и о том, что красота, видно, живёт в сердце каждого человека и очень важно суметь разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.3)Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое значение в жизни человека имеет красота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
2 вариант
2)Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- 1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
- 2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
- 3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.
- 4) Предложение 4 сложносочинённое.
- 5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки. Национальный парк под названием (1) Лéнские Столбы́ (2) – геологическое образование и одноимённый природный парк в (3) Якутии (4) на берегу реки (5) Лены (6). Это причудливые и разнообразные скальные образования, высота которых доходит до 220 метров над уровнем реки. Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский восторженно отзывался об этом месте: (7) Какая-то святая тишина лежит на девственном творении, и душа сливается с дикою, но величественною природой (8).
4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «заводская стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5)Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – неполнота действия. 2) СКОВАНА (льдом) – в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н. 3) ПЕЧЬ (пирог) – буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного. 4) СФОТОГРАФИРОВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С. 5) СЖИГАТЬ – безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.
6)Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина. 2) Прохожие жалели собаку, искали её хозяина. 3) Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой. 4) Женщина давно мечтала о собаке. 5) Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.
7)Анализ средств выразительности. Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно. 2) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. 3) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась. 4) Собака благоговейно смотрела на неё. 5) Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
8)Лексический анализ. В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.
9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..» Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
9.3)Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Вам будет интересно:
Итоговое сочинение 2022-2023 методические рекомендации от ФИПИ