Мониторинговая работа по русскому языку 9 класс 15 октября 2022

2 варианта с ответами для входной мониторинговой (диагностической) работы по русскому языку 9 класс в формате ОГЭ 2023 года. Данная работа проходила 15 октября 2022 года в школах Оренбургской области, но вы можете использовать её для подготовки или проведения в любой другой день.

Входная мониторинговая работа состоит из трёх частей, включающих в себя 9 заданий. На выполнение входной мониторинговой работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

1 вариант

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  • 1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.
  • 2) Предложение 2 простое.
  • 3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.
  • 4) Первая часть предложения 4 – односоставное неопределённо-личное предложение.
  • 5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки. Шаболовская (1) телебашня (2) – это изящное и в то же время чрезвычайно прочное сооружение, которое построено по проекту знаменитого архитектора (3) Владимира Шухова (4) в 1922 году. Уже в 1950-х годах башня стала символом нового времени: она вдохновила Алексея Толстого на создание романа (5) Гиперболоид инженера Гарина (6), а её изображение стало неотъемлемым элементом заставки многих телепередач, включая знаменитую новогоднюю программу (7) Голубой огонёк (8).

4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) ОТДАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.
  • 2) ПРИМЕРЯТЬ (платье) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.
  • 3) ПОДДЕРЖАННЫЙ (друзьями) – в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.
  • 4) МОРЕХОДНЫЙ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная Е.
  • 5) НЕВЗРАЧНЫЙ – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.

6.Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) В людях, несправедливо обделённых славой, нет ничего привлекательного.
  • 2) Вахтанг Турманидзе занимался лёгкой атлетикой, поэтому мог без труда объяснить девочкам непонятные им спортивные термины.
  • 3) Лёшка Жильцов был самым смелым мальчиком в классе.
  • 4) Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу и Галю, как на андерсеновского свинопаса рядом с принцессой.
  • 5) Лёшка Жильцов был симпатичен только неприметной девочке в очках, которая украдкой наблюдала за ним.

7.Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) Это сказал Лёша и ужаснулся.
  • 2) Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.
  • 3) – У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.
  • 4) – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.
  • 5) Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.

8.Лексический анализ. Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

9.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины  Сергеевны Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

9.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл одного из предложений текста: «А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

2 вариант

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  • 1) среда постоянно меняется (предложение 1)
  • 2) нарушения вызывают (предложение 2)
  • 3) они способны адаптироваться (предложение 3)
  • 4) понимается приспособление (предложение 4)
  • 5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

3.Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне.

4.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «бревенчатый домик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  • 1) СЛЫШАЩИЙ – написание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола, от основы которого образовано это причастие.
  • 2) НЕ ПРИСПОСОБЛЕНЫ (к труду) – частица НЕ с кратким страдательным причастием пишется раздельно.
  • 3) СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.
  • 4) БРОШЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
  • 5) КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

6.Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • 1) По мнению Светланы Леонидовны, друзья должны приходить на помощь даже в мелочах.
  • 2) Марина пыталась объяснить, как она понимает дружбу, но так и не смогла.
  • 3) Светлана Леонидовна решила обменять подаренный другом недостающий в собрании сочинений Диккенса том на другую книгу, потому что уже прочитала его.
  • 4) Проданная книга через некоторое время вернулась в дом Светланы Леонидовны.
  • 5) Светлана Леонидовна узнала книгу по пятнышку на последней странице.

7.Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

  • 1) А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
  • 2) Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.
  • 3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
  • 4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
  • 5) Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг.

8.Лексический анализ. В предложениях 12–17 найдите слово с лексическим значением «чувство близости, основанное на преданности и симпатии». Выпишите это слово.

Ответы для вариантов

Текст сжатого изложения

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — немецким фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем — и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает нашу литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.

(По В. Быкову)

Для вас может быть интересно:

Сценарий для классного часа разговоры о важном. 17 октября 2022

Поделиться:
Предыдущая статья
Следующая статья