Рабочий лист по пьесе Максима Горького «На дне»
Рабочий лист по пьесе Максима Горького «На дне». Пьеса написана в 1902 г. для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький отмечал, что пьеса — итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом — «Без солнца». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Скачать: Рабочий лист.pdf
Рабочий лист
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Тема: «М. Горький. Пьеса «На дне»
Справка
История создания и название. Написана в 1902 г. для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький отмечал, что пьеса — итог его почти 20-летних наблюдений над миром «бывших людей». Первоначально пьеса называлась «Ночлежка», потом — «Без солнца». В названии «На дне» заложен глубокий смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Новаторство. Впервые перед зрителем предстал невиданный до сих пор мир бродяг, воров, проституток, а в нём отразился тот мир, откуда были извергнуты эти люди. Изображение этого страшного мира — обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Мрачный быт костылёвской ночлежки изображён как воплощение социального зла.
Жанр. Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии — в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры обитателей ночлежки определяют развитие драматургического конфликта. Действие пьесы переведено во внесобытийный ряд — это характерно для жанра философской драмы.
Проблематика. Пьеса продолжает тему униженных и оскорблённых в русской литературе. В центре — спор о человеке. Главное в этом споре — проблема правды и лжи: надо ли воспринимать жизнь такой, какая она есть на самом деле (со всей её безысходностью для персонажей «дна»), или жить иллюзиями. Горький ставит в этой пьесе философский вопрос: что лучше — истина или сострадание?
Два уровня конфликта. Каждое драматическое произведение имеет два уровня конфликта: один лежит на поверхности и выражается в противостоянии персонажей, а другой — внутренний, обычно философский. В пьесе на поверхности лежит социальный конфликт: общество виновато в существовании «дна». Философский конфликт ставит вопрос. «Что важнее для человека — ложь или правда?».
Три правды в пьесе «На дне» Горького
Три правды в пьесе «На дне» Горького занимают особое место в повествовании. Бубнов, Лука и Сатин имеют своё представление о том, что такое правда.
Бубнов Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжёлой для человека, который её услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом её проявлении.
Лука
Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.
Сатин
С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем третьей правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека».Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.