Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по литературе 2022-2023 (ответы и задания).

Задания, ответы, разбор заданий регионального этапа 2022-2023 ВОШ по литературе для 9, 10 и 11 классов, всероссийская олимпиада школьников ВСОШ проходила 9 февраля 2023 года. Результаты будут опубликованы скоро.

Задания олимпиады
Ответы и критерии

Задание №1. Русский критик начала ХХ века Ю.И. Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» описал те впечатления, которые возникают от чтения того или иного автора. Определите писателя по его импрессионистическому «силуэту»; фамилию нужно вписать в Лист ответов.

1.1. <Фамилия писателя> оказался на границе безумия, когда вокруг него разлилось мёртвое море им же объединённой и сгущённой человеческой пошлости. Голова кружится от этой удручающей бессмыслицы разговоров и мнений, от этого обилия кривляк, от этой беспросветной глупости, в которой, как в трясине, барахтаются жалкие карлики. И для того чтобы они были ещё нелепее, он и сам говорит о них, и их заставляет говорить нарочито смешною речью, и они не только своими косноязычными устами рассказывают упоённо-глупые истории, но ещё уснащают свою речь безобразными наростами нескладных прибауток и ничего не значащих слов. И сами они тоже зовутся неблагозвучными именами.

1.2. Замечательный рисунок пьесы <фамилия писателя> до сих пор увлекает своим изяществом. Почти все фигуры написаны тонко, чётко и аристократически-сухо. Несмотря на комизм слов и положений, на все эти падения и подслушивания, – тона везде благородные, нет лишнего, всё сжато, шарж не внешний, а внутренний, и смешное в то же время строго; во всяком случае, оно нигде не переходит в тривиальное. Диалог, живой, блестящий, скорый, движется непринуждённо и грациозно, и каждый раз вспыхивают, как чешуя змеи, красивые искры остроумия, и точно скрещиваются перед вами гибкие рапиры. Вообще, много острого, умного, колкого.

1.3. Когда-то на смуглом лице юного <фамилия писателя> Тургенев прочёл «зловещее и трагическое, сумрачную и недобрую силу, задумчивую презрительность и страсть». С таким выражением лица поэт и отошёл в вечность; другого облика он и не запечатлел в памяти современников и потомства. Есть нечто горькое в том, что его поэтическое наследие изобилует отрывками. Он не договорил; на самом значительном и важном месте его слова, его стихи прервала равнодушная пуля соперника, и мы не услыхали тех «рассказов мудрёных и чудных», которые знал бедный странник его стихотворения, и тех рассказов простых и проникновенных, которые узнал он сам.

Задание №2 На рисунках 1 – 3 и 4 – 6 представлены значимые предметные детали из произведений русских писателей. По каждой комбинации предметов определите, какое произведение ими загадано. Впишите его название и имя автора в Лист ответов.

Задание №3 Известный стиховед М.Л. Гаспаров писал: «Есть детский вопрос, который стесняются задавать литературоведы: почему поэт, начиная стихотворение, берёт для него именно такой-то размер, а не иной? Как на все детские вопросы, на него очень трудно ответить». Проанализировав лирику Пушкина, исследователь пришёл к выводу, что «четырёхстопным хореем у Пушкина написаны все стихотворения о дороге и половина стихотворений о зиме». Ниже приведены пять примеров из стихотворений Пушкина. В Лист ответов внесите номера тех строк, которые можно использовать для аргументации приведённого утверждения: 3.1. Мчатся тучи, вьются тучи… 3.2. Буря мглою небо кроет… 3.3. Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю… 3.4. Часы роковой непогоды… 3.5. По дороге зимней, скучной…

 

Вам будет интересно:

Кодификатор ЕГЭ 2023 по литературе.

Поделиться:
Предыдущая статья
Следующая статья